phone

8 (495) 749 67 90

Реставрация

Реставрация

 

Забота о сохранении исторических памятников и других культурных
ценностей-долг и обязанность граждан - так было записано еще в Конституции СССР, и данный тезис является более чем актуальным и в наши дни. Раритетные памятники нашей истории и культуры - это одна из главных составляющих духовного наследия русского народа. Эти памятники призваны служить образованию и культуре, подобающему формированию высокого чувства духовности, нравственного и эстетического воспитания людей, в том числе это относится и к предметам мебельного искусства, дошедшим до нас из глубины веков.

К сожалению, памятники культуры, как и все "невечное под луной", со временем естественным образом стареют, и процесс этот ничем не удержим. Тем не менее естественное старение вполне может быть замедлено и даже, в определенной степени, приостановлено.

Памятники столярного ремесла также подвержены старению. Этот процесс на самом деле неудержим, но он может быть очень сильно замедлен, на какое то время остановлен, в этом и заключается основная задача реставрации.

Реставрация как понятие - это укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных или искаженных памятников истории и культуры с целью сохранения их исторического и художественного значения.

Мебель из дерева - продукт творческой деятельности людей разных исторических периодов, представляет собой памятник материальной культуры общества, в мебели отражены условия жизни людей, их обычаи и вкусы, мебель  весьма хорошо описывает уровень развития техники, характер материалов и методов производства в тот или иной исторический период, в той или иной части света. 
В мебельном производстве применяются самые разнообразные материалы и технологические приемы, жанры и техники, заимствованные как из прикладного искусства, так и из "больших" видов искусства, например речь может идти об архитектурных стилях, таких как КлассикаГотика и другие.

Живопись по фарфору и лаку, литье и чеканка по металлу, резная скульптура из кости и дерева, гобелен и тисненая кожа, драгоценные камни, панцирь черепахи, перламутр - все это вполне гармонично сочетается в мебели, лучшие художественные образцы которой сегодня украшают музейные собрания и галереи мира, также, как и частные коллекции, в которой зачастую такая старинная мебель выполняет свое прямое назначение.

Очень интересно рассматривать образцы мебели в музеях, но то, что мы видим в музеях, - это лишь малая часть богатейшего мебельного искусства прошлых веков. Частные и музейные коллекции такой мебели зачастую состоят из экспонатов, сохранившихся случайно, благодаря счастливым обстоятельствам. То, что дошло до нас, нередко находится в плачевном состоянии. Возродить это богатство, сделать его всеобщим достоянием - задача мастеров-реставраторов.

Искусство реставрации мебели известно нам с самых давних пор, наверное оно существовало с того самого времени, как люди вообще начали производить мебель. Так еще в 17-18 вв. известнейшие мастера-мебельщики вместе с созданием новых шедевров реставрировали и уже старую мебель, при этом часто переделывая ее в соответствии с новыми актуальными требованиями моды своего времени. В те времена в мебели еще не видели памятника культуры, не задумывались о сохранении ее первоначального облика.

В 19 в. уже начали появляться крупные фирмы, занимающиеся профессиональной реставрацией антикварной мебели. Связано это было с общим развитием машинного производства мебели, появлением на рынке дешевых, но грубоватых мебельных изделий, произведенных машинным способом. Настоящая старинная мебель стала уже редкостью, и соответственно ее стали ценить и реставрировать. Однако и в этот период при реставрации все же допускались трансформация мебели. При восстановлении мебели определенного стиляв те времена реставраторы позволяли себе изменять различные отсутствующие компоненты мебели по своему вкусу и своим личным представлениям о данном стиле в целом.

Во второй половине 19 в. уже появилось новое понимание задач реставрации - восстановление первоначального вида памятника на основе предварительного изучения произведений мебельного искусства соответствующего периода. Утраты стали восполнять путем копирования сохранившихся частей или аналогичных предметов. Однако в связи с широким распространением частного коллекционирования реставрация в этот период преследует в основном коммерческие цели, поэтому наряду с восстановлением подлинников существовали и их подделка и искажение. Частный реставратор стремился увеличить объем работы, сделать мебель как новую.

На рубеже 19 и 20 вв. начинают складываться теоретические основы научной реставрации музейных экспонатов. Основные принципы этой теории закреплены Венецианской Хартией II Международного конгресса архитекторов и технических специалистов, проведенный в 1964 г., а также в ряде решений международных организаций по охране и реставрации памятников (ЮНЕСКО и др.). Основный из этих принципов гласит, что реставрируемый памятник культуры должен рассматриваться прежде всего как исторический документ, значение и ценность которого со временем только возрастают, поэтому его искажение или модификация недопустимы. Реставрационные действия должны быть направлены главным образом на укрепление, консервацию памятника. 

Относительно мебели теоретические основы ее реставрации в настоящее время находятся в стадии разработки. Практическая реставрация базируется главным образом на традиционных методах и приемах. Как и в конце 19 в., целью большинства реставраций является восстановление объектов как памятников мебельного искусства. При этом с целью "улучшения" экспозиционного вида предмета нередко практикуется его поновление, что порой отрицательно сказывается на его состоянии.

В последние годы во многих странах отмечается повышенный интерес к истории культуры, проблемам охраны и реставрации произведений искусства, в том числе декоративно-прикладного и, в частности, мебели. Эта тенденция особенно характерна для нашей страны, где сохранение памятников культуры стало всенародным делом. Повсеместно возрождаются историко-архитектурные памятники, разрушенные войной, восстанавливаются старые и создаются новые мемориальные музеи выдающихся людей нашей Родины - писателей, художников,
общественных деятелей, ученых. Интерьеры этих музеев должна заполнить мебель, которая также нуждается в реставрации.
Однако профессия реставратора-мебельщика у нас пока еще очень редкая. Таких специалистов не готовит ни одно учебное заведение. Ими становятся иногда выпускники средних профессионально-технических училищ, приобретающие специальность столяра по производству художественной мебели, а также некоторые выпускники Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановское), прошедшие двухгодичный курс обучения на отделении подготовки мастеровисполнителей при кафедре проектирования
мебели. Попадая в реставрационные мастерские, они постепенно под руководством старых мастеров приобретают необходимые знания и опыт, совершенствуют свое мастерство и лишь спустя годы становятся реставраторами-профессионалами.
Овладеть искусством реставрации мебели непросто. Оно требует от мастера-исполнителя высокой культуры, определенной художественной
подготовки, обширных знаний в области истории мебельного искусства и технологии, совершенного владения техникой обработки разнообразных материалов, применяемых в мебели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Реставрация мебели
Основы научной реставрации столярных изделий
Хранение отреставрированной мебели
Реставрация резных изделий
Элитные кабинеты
Кабинет в классическом стиле
Английский кабинет
Элитный интерьер из дерева на заказ
Элитные двери на заказ
Лестница из массива ясеня
Изготовление лестницы из дерева

 

Лента новостей

Столярные работы в Москве

Столярные работы в Москве

Столярные работы в Москве С самых давнишних времен, когда строили дом, большая часть труда по его возведению и отделке внутреннего интерьера приходилась на столярные работы, так как собственно сами жилища и...

Межкомнатные двери в стиле Модерн

Межкомнатные двери в стиле Модерн

Межкомнатные двери в стиле Модерн Этот стиль вдохновлен естественными природными линиями в сочетании с новейшими разработками – это и ковка, и металлы, и стекло, а также пластик и керамические элементы. Модерн...