phone

8 (495) 749 67 90

Дизайн | Стили мебели | Историзм. Неостили

Историзм. Неостили

Период с 30-х  до 80-х гг. XIX в.  в искусстве интерьера и изготовления мебели принято считать периодом историзма или же периодом неостилей. Историзм это ретроспективное творческое мышление, и его результат это искусственное возвращение художественных стилей из прошлого, возвращение исторических стилизаций, также получивших наименование вторичных стилей, или неостилей.

 Значительное уменьшение интереса к классицизму и его разновидности -  ампиру, прогресс романтических настроений и романтизма дали толчок появлению искусства свободного выбора форм. Античность, (которая еще недавно была для классицизма единственным источником подражания, теперь уже сама становится одним из тех многих исторических стилей, в котором творят мастера середины XIX в. Источниками вдохновения теперь служат готика и рококо, барокко и Ренессанс, восточное и древнерусское искусство..Меняется и сам эстетический идеал в искусстве,он теперь связывается не со строгой и торжественной красотой композиционно выверенных форм, а с уютом и комфортом, изяществом и роскошью.

Становлению неостилей помагает большое количество хорошо иллюстрированных публикаций -  книги, альбомы и журналы, которые содержали обширные материалы исследований в областях искусства и архитектуры минувших эпох.

На самом деле все вторичные стили всегда чем-то, но отличаются от своих настоящих предшественников, даже если они их хорошо имитируют –  в них словно больше рассудка, чем тонких чувств. Посему в произведениях неостилей всегда есть некоторая предельная активность характерных для данного стиля элементов декора и формы. Плюс ко всему, мастер, работающий в неостиле, всегда бывает эклектичен, т.к. он обладает знанием всех этапов развития исторического прототипа данного стиля, и творец как бы чисто подсознательно объединяет оригинальные и инородные элементы формы.

Первой среди неостилей стала неоготика, она появилась в середине XVIII в. в Англии, а позднее в XIX в. увлечение этим стилем коснулось и Франции, а также Германии и России. Историзм и пресловутый национальный романтизм в XIX в. дали жизнь таким неостилям как неорококо (или второе рококо), второй ампир (или стиль Второй империи), неоренессанс, затем необарокко, третье рококо, необидермейер, и, наконец, неоклассицизм.

Появление неоготики было неразрывно связано с возникновением романтического движения в Англии к середине XVIII в.  Возрождение нового романтического интереса к эпохе средневековья и готическому искусству конечно было характерно не только для Англии, но и вообще для всей Европы того времени. Неоготика в Англии стала называться «готическое Возрождение». Одновременно с сооружениями классицизма в Англии где-то с середины XVIII в. начали появляться здания, в которых уже использовались мотивы готики: высокие крыши, стрельчатые арки, витражи и, так сказать, весь набор готического декора. Первооткрывателем  «готического Возрождения» стал писатель граф X. Уолпол (1717–1797 гг.). Он с помощью архитектора-классициста Р. Адама перестроил к концу века в готическом стиле свою резиденцию в пригороде Лондона, и она стала напоминать настоящий средневековый замок. Все формы элементов здания, интерьеров и мебели были скопированы из реальных готических сооружений.

В России же неоготика появляется в середине XVIII в. в стилистике некоторых построек В. Баженова, М. Казакова, В. Неелова и др. В неоготическом стиле стали решаться интерьеры кабинетов и библиотек, что придавало им, как тогда считалось, средневековую романтическую загадочность, романтичность, таинственность. Эти помещения декорировались неоготической мебелью, стены зашивались резными деревянными панелями (буазери), развешивались на стенах или ставились рыцарские атрибуты, на каминах крепились часы, сделанные в виде маленьких готических соборов или же ставились скульптуры рыцарей, над дверьми прибивались геральдические щиты, гербы.

Замечательным образцом неоготики может служить деревянный интерьер «готического кабинета» загородного дворца в усадьбе Голицыных-Строгановых. Кабинет меблирован стульями, креслами с глухими и ажурными прорезными спинками, каминным экраном, подвесными полочками, рабочим столом, кушеткой небольшого размера с высокой богато украшенной резьбой головной спинкой. Спинки стульев и кушетки щедро украшены аркатурой, «розами», шишками и другими элементами декора. Мебель была обита тканями - бархатом. Помимо мебели этот деревянный кабинет обставлялся разнообразными декоративно-прикладными изделиями, также созданными в «неоготическом вкусе».

Неорококо, или, как его еще называют, второе рококо, возникает в период прихода к власти династии Бурбонов во Франции, после падения империи Наполеона. Это время также называют Второй реставрацией Бурбонов. После долгих лет войн и разных смут наступает время достаточно спокойной жизни. Ампир, который теперь ассоциируется со старым режимом, теперь отвергается, возникает тяга к «старым, добрым временам», тяга к утонченности, изяществу быта старой Франции. Мастера обращаются к  «королевским стилям» и, разумеется, в первую очередь к Рококо. Это второе рококо распространилось из Франции в другие европейские страны, в т.ч. и в Россию, и держалось вплоть до 1860 г. В Англии же неорококо соответствует ранний «викторианский стиль». В Австрии стиль неорококо приобрел необычную популярность в Вене.

В этом стиле делается не только весь дорогой деревянный интерьер для королевского двора, аристократии и крупной буржуазии, но и массовая дешевая мебель, куда этот стиль проникает, начиная с 1840 г. Мебель приобретает характерные черты, линии её изгибаются, опорные части делаются в виде кабриолей, применяется пышный рокайльный декор. Часто бывает трудно отличить новоделы от подлинных образцов XVIII в. стиля Людовика XV, однако неорококо, как и любой неостиль, подражателен, отличается сухостью рисунка и тяжеловесностью основных формообразующих элементов.

Тем не менеё этот неостиль был широко продемонстрирован в 1851 г. в Лондоне на Первой всемирной выставке и получил горячее одобрение публики.

В истории неостилей присутствует также и третья волна моды на рококо, т.е. третье рококо – стиль, распространенный в европейских странах, а также и в России после 1880 г., что было связано с нарастающими ретроспективными тенденциями в  художественном мышлении, что характерно пожалуй для всей второй половины XIX в. – это обуславливалось соотнесением потребностей людей, их эстетического идеала с прошлым.

Второй ампир, или стиль Второй империи, явился первым из неостилей, который открывает период эклектики в искусстве стран Западной Европы и России со второй половины XIX в.С 1852 года во Франции была образована т.н. Вторая империя, которая существовала до 1870 г. Император со своей женой стремились как можно быстреё забыть предыдущую эпоху и её стиль - неорококо и реставрировать торжественный стиль Наполеона I. Но в «чистом» виде ампир повторно уже не сложился, и получился достаточно эклектичный стиль Второй империи как своеобразная смесь французского классицизма (стиля Людовика XVI) с элементами ампира, Ренессанса и барокко.

Символом этого неостиля в архитектуре стало здание Большой оперы в Париже по проекту Ш. Гарнье (1861–1875 гг.). Оно было очень пышно декорировано, в стилистике перемешались элементы и итальянского Возрождения, и барокко, рококо и даже ампира.

Невероятный технический прогресс в XIX в. позволяет вместо подлинных материалов минувших эпох использовать их заменители: тонированный левкас, папье-маше, гальванопластику, штампованную жесть для имитации резьбы и бронзовых украшений мебели, выполненныз под золото. На новую бронзу наносилась искусственная патина, делая предмет интерьера «под старину».

Стиль неоренессанс( «псевдоклассический стиль») сложился в Западной Европе после неоампира в 1860–1880 гг.  Но истоки его лежат еще в начале столетия, когда во Франции вошёл в моду т.н. «французский неоренессанс», в стиле которого стали создавать жилые интерьеры. В них неоготическая мебель стала соединяться с ренессансным декором стиля Генриха IV или же Людовика XIII. В Германии неоготика после 1870 г. сменяется на формы северонемецкого Ренессанса, а десять лет спустя на т.н. «древнегерманский стиль».  Мебель этого стиля, весьма перегруженная элементами декора, с тяжелыми пропорциями и достаточно уродливыми формами была широко распространена среди буржуазии.

В России же в стиле неоренессанса строится достаточно много зданий с такого же плана декорировкой (в первую очередб речь идет о Петербурге), правда, здесь уже используются не только античные элементы, но и некоторые стилевые элементы как романской, так и готической архитектуры, некоторые  арабские мотивы. В стиле неоренессанса решен деревянный интерьер, например, Николаевского дворца Великого князя Николая Николаевича (архит. А. Штакеншнейдер, 1853–1861 гг.), дворцы Л. Кочубея (архит. Г. Боссе) и Н. Кушелева-Безбородко (архитекторы Г. Боссе и Э. Шмидт).

Необарокко, как и неоренессанс, появился в Западной Европе в 1860– 1880 гг. и развивался, преимущественно, в прикладном искусстве и мебели. В этом стиле соединились элементы неоренессанса и неоготики, барокко и необидермейера.

Заключительный период стиля необарокко («третье барокко») прошел в 1880–1890 гг.  Этот стиль характерен очень обильным, измельченным барочным декором, усугубленной деструктивностью и эклектичным соединением старых и новых, уже вторичных, стилей.

В это время интерьер уже теряет единство стиля и его художественный облик приходит в упадок. До этого стилевое единство всегда прослеживалось хотя бы в одном помещении, теперь же его декор строится на свободном и не всегда художественно обоснованном смешении всех и всяческих стилевых направлений. Отсюда общий характер отделки интерьера времени расцвета эклектики XIX в. создает ощущение загромождённости его вещами, тяжеловесности, пышности, показной роскоши и богатства, излишней декоративности. Создавалось впечатление, что хозяева квартир боялись оставить пустое пространство в помещении и заполняли его многочисленными вещами. Поэтому богатство обстановки, как символ семейного домашнего благополучия и красота, часто отождествляются.

В 1880 г. в Германии снова началась мода на бидермейер, который стал даже в определенном смысле своеобразным «национальным стилем». Этот необидермейер развился и в России примерно к 1890 г. Возрождение этого вторичного стиля развивалось в рамках модерна. В подобных рамках развивалось и возрождение других неостилей, а именно неоклассицизма и неорусского стиля.  И сам модерн в целом, и одно из его направлений или течений – неоклассицизм – были закономерной реакцией просвещенного общества, его противостоянием бесстилью и мешанине эклектизма XIX в. И если в начале своего развития в рамках модерна неоклассицизм ещё как-то соотносился с флореальным и рациональным течением модерна, то затем он обнаружил склонность к простой имитации эстетики античности и образцов классицизма XVIII в.

Лента новостей

Столярные работы в Москве

Столярные работы в Москве

Столярные работы в Москве С самых давнишних времен, когда строили дом, большая часть труда по его возведению и отделке внутреннего интерьера приходилась на столярные работы, так как собственно сами жилища и...

Межкомнатные двери в стиле Модерн

Межкомнатные двери в стиле Модерн

Межкомнатные двери в стиле Модерн Этот стиль вдохновлен естественными природными линиями в сочетании с новейшими разработками – это и ковка, и металлы, и стекло, а также пластик и керамические элементы. Модерн...